Анализ структуры и объёмов государственного и частного заказа в России

Анализ структуры и объёмов государственного и частного заказа в России в сфере создания и использования пространственных данных, данных дистанционного зондирования Земли и геоинформационных технологий, а также услуг, сервисов и продуктов, созданных на их основе

Анализ проводился с учетом текущих практик закупок в сфере создания и использования ПД, ДЗЗ и ГТ, а также услуг, сервисов и продуктов, созданных на их основе за период с 1 января 2013 года по 20 ноября 2018 года. Источником получения информации о закупках являлась Единая информационная система в сфере закупок в сети Интернет (http://zakupki.gov.ru).

Сбор базы закупок осуществлялся по заданным ключевым словам, соответствующим предмету анализа (с учетом различных формы слов на основе морфем или наименьших значимых частей слов).

В рамках анализа рассматривались только уникальные закупки, соответствующие предмету настоящего анализа. Всего за исследуемый период было завершено 2668 закупок в сфере создания и использования ПД, ДЗЗ и ГТ, а также услуг, сервисов и продуктов, созданных на их основе, общей суммой НМЦ контракта (договора) 44,4 млрд. руб.

В среднем за период 2013 – 2018 годов 59 % средств государственного и частного заказа направлялись на приобретение комплексных систем или закупку различных сочетаний информационного, программного и аппаратного обеспечений. 29 % средств расходовалось на приобретение аппаратного (технического) обеспечения. Только 8 % и 4 % средств тратились на приобретение программного обеспечения и информационное обеспечение соответственно.

Комплексный характер закупок ПД, ДЗЗ и ГТ прослеживается практически за весь наблюдаемый период (2014 – 2018 годы). Доля комплексных закупок не опускается ниже 56 % от объема государственного и частного заказа в России. Доля расходов на аппаратное (техническое) обеспечение также стабильна на протяжении 2014 – 2018 годов. Только в 2013 году она составила 68 %, что в 2,3 раза больше среднего уровня. При этом общий объем закупок в 2013 году находится на минимальном уровне (743 253 061,03 руб.; на порядок меньше значения 2017 года).

Основные выводы анализа:

  1. На протяжении 2013-2018 гг. выделяются 2 основные предметные области закупок: централизованное управление (30 % от общего объема закупок) и сфера картографических и кадастровых работ, градостроительной деятельности (29 %). В 2017-2018 гг. закупки в сфере картографических и кадастровых работ, градостроительной деятельности превысили половину объема всего заказа.
  2. Структура закупок в разрезе уровней заказчиков нестабильна по исследуемым годам, за 2013-2018 гг. на уровне органов федеральной власти расходовалось 56 % от общего объема средств на закупку ПД, ДЗЗ и ГТ. В 2017-2018 гг. доля закупок на федеральном уровне сократилась до 10,5% от общего объема закупок.

  3. Закупка комплексных систем лидирует за исследуемые периоды (59,2% за 2013-2018 гг., 58,2% за 2017-2018 годы). На аппаратное обеспечение за весь период заказчики израсходовали 29,3% средств (26,1% в 2017-2018 гг.) В 2017-2018 гг. заказчики стали больше закупать ПО (10,8% против 7,9% за период с 2013 гг.)
    Рынок ПД, ДЗЗ и ГТ является низкоконкурентным, 1/3 всего заказа исполняется 1,2 % поставщиков (10 из 826).
    16,4 % суммы всех контрактов заключалось с двумя поставщиками: АО «РОСКАРТОГРАФИЯ» (4 млрд. руб.) и АО «Российские Космические Системы» (3,3 млрд. руб.).

  4. Структура рынка ПД, ДЗЗ и ГТ зависима от спроса, инициированного федеральными органами власти, на крупные централизованные закупки, например, приобретение космических аппаратов, обновление пространственных данных.

  5. На рынке преобладают закупки комплексных систем (программных средств, первичных данных, аппаратных ресурсов) для целей централизованного управления и сферы картографии и кадастровых работ, градостроительной деятельности.

  6. Юридические лица (гос. корпорации, публичные компании и т.д.) предпочитают приобретение ДЗЗ, их самостоятельную обработку, сформированным пространственным данным.