Анализ потребностей

Анализ существующих и перспективных информационных потребностей в ПД, ДЗЗ и ГТ, а также услуг, сервисов и продуктов, созданных на их основе

Одной из задач проекта является проведение анализа существующих и перспективных информационных потребностей в ПД, ДЗЗ и ГТ, а также услуг, сервисов и продуктов, созданных на их основе, а также описание и анализ текущего состояния обеспеченности ПД, ДДЗ и ГТ, а также услуг, сервисов и продуктов, созданных на их основе. При этом информационные потребности (ИП) рассматриваются, как свойство лица, группы лиц или системы, которое отображает необходимость получения информации для выполнения поставленной задачи в практической деятельности.

В ходе выполнения НИР показано, что существует сложная система взаимоотношений между поставщиками и потребителями ПД. Спрос на ПД удовлетворяется за счёт предложения поставщиков. При этом генератором спроса является ИП потребителей. В сфере ПД, ДЗЗ и ГТ могут быть выделены различные классы поставщиков, потребителей, продуктов. Потребности варьируют непрерывно, в зависимости от в целом слабо поддающихся прогнозированию комплексов факторов, выделяются сезонные и спорадические изменения интереса потребителей к ПД.

С целью определения фактических показателей ИП было проанализировано 3 источника данных:

  • Статистические данные Росреестра по предоставлению данных из ФФПД за 2015-2018 гг. на основе формы №16-1.
  •  Данные единой информационной системы в сфере закупок за 2013-2019 гг. (zakupki.gov.ru).
  • Статистика интернет запросов по данным Yandex Wordstat за 2017-2019 гг.

С целью определения фактических показателей обеспеченности потребителей пространственными данными было проанализировано 2 официальных источника предоставления пространственных данных:

  1. «Открытые данные России» (data.gov.ru).
  2. Метаданные открытых данных ФФПД Росреестра (http://cgkipd.ru/opendata/spatial_metadata/kartography).

В ходе исследования информационных потребностей в ПД отмечается ряд ключевых особенностей, в том числе:

  1. Расширение рынка использования пространственных данных и услуг во все сферы деятельности – все данные будут содержать/не содержать пространственную составляющую
  2. Все больше потенциальных клиентов ориентируются на возможность получения доступа к функционалу аналитической обработки информации из распределенных баз данных без необходимости скачивания больших объемов исходных данных на собственные серверы и компьютеры.
  3. Существует потребность в едином механизме поиска и унифицированного доступа к пространственным данным на региональных и федеральных геопорталах
  4. Важно не только предоставлять пространственные данные, но и качественно описать их, то есть сформировать метаданные в соответствии с существующими стандартами, чтобы потребитель мог оценить качество данных и свою потребность в них.
  5. Существует потребность в подготовке стандартизированных определений, которые позволят избегать неоднозначности толкования и использования различных названий для однотипных продуктов/услуг в сфере работы с ПД, либо неверной категоризации, при которой под одной услугой могут дублироваться несколько работ.
  6. С учетом перспектив дальнейшей информатизации общества, пользователь будет все больше заинтересован в получении цифровых ПД и услуг в режиме online, включая юридические аспекты оформления договоров
  7. Социально-когнитивный интерес общества в целом, отдельных его групп и людей формирует информационные потребности цепной реакции, когда удачно реализованный в одной области сервис успешно масштабируется во многих других. Для привлечения потенциальных пользователей необходимо организовывать на web-страницах организаций дополнительные разделы по разъяснению специальной терминологии, ответы на вопросы, архивы вэбинаров и т.д.
  8. Обществом в целом испытывается постоянно растущая потребность в предоставлении услуг по обучению, популяризации, консалтингу в области аналитики и использования пространственных данных, ДЗЗ и ГИС-технологий.

Анализ результатов, полученных по описываемому блоку НИР, свидетельствует о двух ключевых особенностях перспективных ИП:

  1. Перспективные ИП в сфере ПД, ДЗЗ и ГТ приблизительно в равной степени (см. рисунок 3) связаны с тремя основными источниками ПД (ДЗЗ, геодезия, локализованные сенсоры).
  2. Установленные перспективные ИП в общем случае не связаны с каким-либо узким типом продукции, а относятся к широким номенклатурам ПД, ГТ и услуг, сформированных на их основе.

По результатам работ подготовлены информационно-аналитические материалы существующих и перспективных информационных потребностей в ПД, ДЗЗ и ГТ, а также услуг, сервисов и продуктов, созданных на их основе.