Анализ нормативных правовых актов федерального и регионального уровней

Анализ нормативных правовых актов федерального и регионального уровней, регулирующих сбор, обработку, хранение, распространение и предоставление пространственных данных

Анализ нормативных правовых актов федерального уровня, регулирующих вопросы сбора, обработки, хранения, распространения пространственных данных, их предоставления из государственных фондов пространственных данных

Вопросы сбора, обработки, хранения, распространения пространственных данных, их предоставления из государственных фондов пространственных данных регулируются федеральным законодательством, Федеральным законом от 30.12.2015 № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и принятыми в соответствии с ним подзаконными актами.
Для проведения исследования были отобраны и проанализированы нормативные правовые акты по следующим направлениям:

  1. нормативные правовые акты, регулирующие вопросы сбора, обработки, хранения, распространения пространственных данных, их предоставления из государственных фондов пространственных данных;
  2. отраслевые нормативные правовые акты, предполагающие использование пространственных данных (как в действующей на момент проведения исследования редакции, так и в возможной перспективе при условии внесения в них изменений);
  3. документы стратегического планирования Российской Федерации (в части стратегических целей и задач использования пространственных данных).

Федеральные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы сбора, обработки, хранения, распространения и предоставления пространственных данных, анализировались в разрезе следующих вопросов:

  1. Государственные фонды пространственных данных (виды и особенности ведения);
  2. Порядок формирования государственных фондов пространственных данных (права и обязанности по передаче данных в фонды данных, требования к передаваемым пространственным данным и метаданным, порядок передачи пространственных данных и метаданных);
  3. Предоставление пространственных данных и метаданных из государственных фондов пространственных данных (порядок предоставления и определение размера платы за предоставление);
  4. Государственные информационные системы (порталы), обеспечивающие сбор, обработку, хранение, предоставление пространственных данных (Федеральный и региональные порталы пространственных данных, Единая электронная картографическая основа);
  5. Обеспечение осуществления геодезической и картографической деятельности (особенности организации работ, системы координат, высот и государственная гравиметрическая система, геодезические сети специального назначения, картографические материалы);
  6. Дистанционное зондирование Земли из космоса (космическая деятельность, федеральный фонд данных);
  7. Осуществление федерального государственного надзора в сфере в области геодезии и картографии и ответственность за нарушение обязательных требований в области геодезии и картографии;
  8. Техническое регулирование и стандартизация в области пространственных данных.

В целях проведения анализа нормативных правовых актов, регулирующих применение пространственных данных в различных отраслях, был определен следующий перечень приоритетных отраслей (направлений), в которых пространственные данные используются особенно активно:

  • градостроительная деятельность (в том числе территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, инженерные изыскания, проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства);
  • землеустройство;
  • кадастровая деятельность;
  • автомобильный транспорт (как линейные объекты);
  • недропользование;
  • инженерные коммуникации (как линейные объекты);
  • лесная отрасль;
  • государственный (экологический) мониторинг земель;
  • обращение с отходами;
  • речной, морской транспорт;
  • навигационная деятельность.

Анализ отраслевых нормативных правовых актов, регулирующих применение пространственных данных, проводился в разрезе следующих основных вопросов:

  1. пространственные объекты в отрасли;
  2. пространственные данные, используемые в отрасли:
  • пространственные данные, необходимые для осуществления отраслевой деятельности, которые, как правило, создаются субъектами из других отраслей («входящие» данные);
  • пространственные данные, являющиеся результатом отраслевой деятельности, которые могут быть использованы в других отраслях («исходящие» данные);
  1. применение пространственных данных:
  • применение «входящих» пространственных данных;
  • применение «исходящих» пространственных данных.

По результатам исследования подготовлена аналитическая таблица с описанием возможного применения пространственных данных в различных отраслях.

Также проведен анализ различных видов документов стратегического планирования федерального уровня на предмет содержания целей, задач, мероприятий по развитию платформы пространственных данных, созданию отраслевых геоинформационных систем.
В результате проведения данной исследовательской работы выявлено более 20 действующих документов стратегического планирования федерального уровня, содержащих такие цели, задачи, мероприятия, в том числе: 3 документа общеотраслевого характера, 18 отраслевых документов, а также несколько государственных программ.
Однако в документах стратегического планирования в основном только декларируется необходимость развития пространственных данных Российской Федерации, а конкретные мероприятия и их целевые индикаторы (показатели), позволяющие оценить степень их выполнения, не предусмотрены. Конкретный перечень задач по развитию инфраструктуры пространственных данных и инфраструктуры данных дистанционного зондирования Земли предусмотрен только программой «Цифровая экономика».

Анализ региональных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы сбора, обработки, хранения, распространения пространственных данных, их предоставления из фондов пространственных данных

Статьей 10 Федерального закона от 30.12.2015 № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрены отдельные полномочия субъектов Российской Федерации по нормативно-правовому регулированию сбора, обработки, хранения, предоставления пространственных данных из региональных фондов пространственных данных.
В этой связи проведен анализ нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих вопросы формирования региональных фондов пространственных данных, предоставления содержащихся в них сведений.

В результате анализа региональных нормативных правовых актов выявлено, что региональные фонды пространственных данных в настоящее время созданы в 17 субъектах Российской Федерации, в 14 из которых региональные фонды созданы в соответствии с требованиями Федерального закона № 431-ФЗ, а в 3 субъектах Российской Федерации региональные фонды созданы в соответствии с требованиями ранее действовавшего Федерального закона от 26.12.1995 г. № 209-ФЗ «О геодезии и картографии».
Результаты анализа соблюдения в субъектах Российской Федерации требований федерального законодательства, регулирующего оборот пространственных данных, и обзор особенностей регулирования региональных фондов пространственных данных будут представлены в итоговом докладе проекта «Исследование и прогнозирование потребностей экономики в пространственных данных, данных дистанционного зондирования Земли и геоинформационных технологиях, а также услугах, сервисах и продуктах, созданных на их основе», выполненного НИУ ВШЭ в интересах Росреестра в 2018-2019 гг.