Предложения по координации

Разработка предложений по комплексным государственным мерам, направленным на координацию (планирование, согласование стратегических документов, мероприятий, ожидаемых результатов, источников финансирования, повторного использования данных и др.) деятельности органов власти, их подведомственных организаций в отношении обеспечения функционирования и развития сферы создания, хранения и распространения пространственных данных, данных дистанционного зондирования Земли, развития и применения геоинформационных технологий, а также услуг, сервисов и продуктов, созданных на их основе и формам организации такой деятельности

В любой отрасли экономики и сфере деятельности есть свои пространственные объекты и, соответственно, используются или потенциально могут использоваться пространственные данные. Практически все федеральные органы государственной власти осуществляют государственные закупки в целях развития геоинформационных технологи, создания геоинформационных систем. Однако сейчас эта деятельность федеральных государственной власти и их подведомственных организаций никак не скоординирована.

В законодательстве Российской Федерации есть примеры организационно-правовых механизмов координации деятельности федеральных органов государственной власти при планировании и реализации ими отдельных видов мероприятий. Так, общий порядок координации мероприятий по информатизации определен Положением о координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 мая 2010 г. № 365. Минкомсвязь России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по проведению экспертной оценки документов, используемых в рамках планирования, создания и использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов.

Целями координации мероприятий по информатизации определены, в частности, следующие цели:

  • обеспечение единства и комплексности при планировании и реализации мероприятий по информатизации, осуществляемых государственными органами;
  • обеспечение эффективного расходования средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, направляемых на реализацию мероприятий по информатизации;
  • повторное использование информационно-коммуникационных технологий, созданных за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • обеспечение совместимости информационно-коммуникационных технологий и взаимосвязанности государственных информационных ресурсов, используемых в различных государственных органах.

При этом из координационных полномочий Минкомсвязи России исключены мероприятия по информатизации, сведения о которых составляют государственную тайну в военной области, в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты.

Минкомсвязь России проводит экспертную оценку мероприятий по информатизации, предусмотренных проектами документов по информатизации, проектами планов информатизации государственных органов и по результатам указанной оценки готовит положительное или отрицательное заключение о целесообразности проведения и (или) финансирования каждого мероприятия по информатизации. В случае отрицательного заключения прилагаются замечания, предложения и рекомендации по доработке (переработке) плана информатизации или мероприятия по информатизации.

По результатам реализации мероприятий по информатизации государственные органы ежегодно в сроки и по форме, которые установлены Правилами подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.05.2010 № 365, представляют в Минкомсвязь России отчеты о выполнении планов информатизации.

Кроме того, в целях обособления расходов федерального бюджета на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий (расходов на «мероприятия по информатизации», которые координирует Минкомсвязь России) Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, предусмотрен учет таких расходов по отдельному виду расходов «242 Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий». По данному виду расходов подлежат отражению расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий по созданию, с учетом опытной эксплуатации, развитию, модернизации, эксплуатации государственных информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также расходы по использованию информационно-коммуникационных технологий (мероприятия по информатизации) в деятельности федеральных государственных органов, в том числе находящимся в их ведении федеральных государственных казенных учреждений, и органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Предлагается использовать описанную выше организационно-правовую схему координации мероприятий по информатизации в целях координации (планирование, согласование стратегических документов, мероприятий, ожидаемых результатов, источников финансирования, повторного использования данных и др.) деятельности федеральных органов государственной власти, их подведомственных организаций в отношении обеспечения функционирования и развития сферы создания, хранения и распространения пространственных данных, данных дистанционного зондирования Земли, развития и применения геоинформационных технологий, а также услуг, сервисов и продуктов, созданных на их основе (далее также – координация мероприятий по развитию геоинформационных технологий, созданию геоинформационных систем).

Поскольку полномочия Минкомсвязи России и Минэкономразвития пересекаются в части вопросов создания и развития геоинформационных технологий и геоинформационных систем, то представляется целесообразным не дублировать параллельно аналогичную схему координации деятельности федеральных органов государственной власти в отношении мероприятий по развитию геоинформационных технологий, созданию геоинформационных систем, а встроить ее в существующую схему координации мероприятий по информатизации.

Для реализации предлагаемой организационно-правовой схемы координации мероприятий по развитию геоинформационных технологий, созданию геоинформационных систем потребуется внести изменения в следующие нормативные правовые акты:

  • постановление Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2010 № 365 «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов»;
  • постановление Правительства РФ от 14.11.2015 № 1235 «О федеральной государственной информационной системе координации информатизации».
  • Кроме того, потребуется разработка нормативного правового акта Минэкономразвития России, утверждающего:
  • методические рекомендации по планированию мероприятий по информатизации и подготовке планов информатизации государственными органами (в части мероприятий по информатизации, направленных на развитие геоинформационных технологий, создание геоинформационных систем);
  • правила подготовки заключений об оценке мероприятий по информатизации и проектов планов информатизации федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами (в части мероприятий по информатизации, направленных на развитие геоинформационных технологий, создание геоинформационных систем).

Подробнее предложения по организации координации деятельности органов власти, их подведомственных организаций в отношении обеспечения функционирования и развития сферы оборота пространственных данных будут представлены в итоговом докладе проекта «Исследование и прогнозирование потребностей экономики в пространственных данных, данных дистанционного зондирования Земли и геоинформационных технологиях, а также услугах, сервисах и продуктах, созданных на их основе», выполненного НИУ ВШЭ в интересах Росреестра в 2018-2019 гг.